twitter
rss

Урок 1. ГРАММАТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
Цели:
образовательные:
формирование умения выделять звуки речи в слове;
освоение приема интонирования: протяжное произни шение звуков в слове для их выделения;
грамматическое конструирование: согласование имен существительных и числительных, образование имен прилагательных от имен существительных;
наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью лексического значения слова от его зву­кового состава;
развивающие:
развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой);
развитие слухового восприятия и фонематического слу­ха на основе выделения первого и последнего звуков в слове;
развитие синтаксического строя речи: выбор правильной грамматической формы согласования слов в словосоче­тании;
развитие логического мышления на основе установления закономерности в ряде предметов;
воспитательные:
воспитание культуры общения в процессе учебного взаимодействия.
Оборудование:
•   УНП, рис. 7, 8, 10, 25, 38, 54, 59, 69, 82, 83; УП, с. 40;
•   цветные карандаши (у всех учащихся);
•  карточки с цифрами 1, 2, 5.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока
Учитель сообщает учащимся, что на уроке они будут учиться работать со словами, правильно употреблять их в своей речи, тренировать слух.
 Создание игровой ситуации.
На урок к первоклассникам пришли сказочные герои. Пе­дагог предлагает отгадать загадки.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами.
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя ее? Отвечай на вопрос. (Мальвина.)
В. Черняева

На доске — сказочные персонажи: Буратино, Мальвина (УНП, рис. 54, 69).

2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Формулировка учебного задания.
Учащиеся рассматривают путь Буратино в школу (УП, с. 40). Педагог поясняет, что Буратино попадет в школу только по предметам со звуком [а] в начале слова.
Знакомство с приемом интонирования (протяжным произ­ношением звуков в слове).
Учитель объясняет, чтобы правильно выбрать слова с нужным звуком в начале слова, нужно быть очень внимательным ко всем словам — научиться их слушать и четко произносить.
Педагог обращает внимание учащихся на способ выделения звука речи из слова:
—  Чтобы услышать первый звук в начале слова, нужно произнести его более протяжно, протянуть: ЖЖЖЖУК. Если не получается произнести звук протяжно, нужно выделить его голосом: КОТ.
Алгоритм работы:
1.  Учитель задает образец правильного произношения - четко проговаривает слово или отдельный звук с целевой установкой:
—  Послушайте, как звучит слово (как произносится звук).
2.  Учитель предлагает ученикам хором повторить слово (звук) несколько раз, чтобы зафиксировать на слух нужное произношение:
—  Давайте хором четко произнесем слово (звук).
3.  Учитель просит учеников вслух самостоятельно (каждый сам себе) произнести слово или отдельный звук:
— Теперь попробуйте сами произнести слово (звук), послу­шайте, как оно (он) звучит.
Вариант работы. Можно предложить после хорового проговаривания произнести нужное слово или звук соседу по парте. Сосед выступает в роли «учителя» — слушает, правильно ли произносится звук, слово.
На доске — знаки «Поднятая рука», «Работа в паре», «Ответ хором» (УНП, рис. 7, 8, 10). Учитель с помощью указки регу­лирует выбор формы работы и ответа.
Освоение способа выделения начального звука из слова.
Учащиеся под руководством учителя (по приведенному выше алгоритму) анализируют тройку слов для выбора дорожки к предмету, название которого начинается со звука [а]. Анализи­руются все слова из тройки — проговариваются вслух, произ­носятся с интонированием первого звука. Делается выбор нуж­ного слова. Ученики проводят линию по пунктиру выбранной дорожки. После сделанного выбора анализируется следующая тройка слов и т. д. (до слова «школа»).
Таким образом, коллективная работа по выделению началь­ных звуков в словах строится так: слон, акула, кот — выбор акула; апельсин, жук, черепаха — выбор апельсин; банан, яблоко, ананас — выбор ананас; мышь, барабан, азбука — вы­бор азбука -  школа.

Педагог хвалит учеников за помощь Буратино.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Ёжка поздравляет Вас с началом учебного года!

Картинка Осенний приветик! Ёжик с яблоком